Как создать радиопередачу

Делимся опытом

Опытом делится Роман Сухих (радиостанция «Эхо Москвы» в Екатеринбурге).
В проекте «Радиожурналистика» речь идет о создании сразу цикла программ. Роман, как вы думаете, с чего начинающему радиожурналисту следует начинать?

В первую очередь, с окрыляющей идеи. Журналиста должно «переть» от самой концепции. Тогда глаза будут гореть, и программа может стать «бомбой». Сфокусируйтесь на мега-креативе. Заурядным интервью или циклом передач об истории родного города уже никого не удивишь. Можно, конечно, и радио-краеведением заняться, но с изюминкой. Несколько лет назад на одном радио-фестивале прогремела программа из провинциального Каменск-Уральского. Тамошние журналисты придумали персонажа – забавного старичка (напоминающего что-то среднее между Бабой Ягой и Николаем Дроздовым), который секретничал об исторических, местами мистических фактах в истории старинного металлургического городка. Слушалось на одном дыхании. Поэтому для создания своей передачи нужны гениальные идеи, офигенские персонажи, зажигательный интерактив. По поводу интерактива: я делал сотни опросов на улице и пришел к выводу, что ни один мега-мозг не придумает того, что ответят тебе на банальный вопрос прохожие. И еще. Программа должна «вставлять» в первую очередь самого журналиста. Тогда есть шанс, что она зацепит и остальных.
Какие есть «фишки» работы у радиомикрофона?

Радио – это очень тонкая, чувствительная штука. Его невозможно обмануть! В отличие, скажем, от телевидения, где можно «запудрить голову» красивой картинкой. Эфир не потерпит фальши, неискренности. Поэтому главная фишка – быть самим собой. Не пытаться кого то из себя строить. Человечней что ли быть. Меня учили сидя у микрофона воображать не безликую «аудиторию», а конкретного человека, с которым страсть как хочется поделиться — любимую бабушку, строгого профессора, озорного племянника и т.д.– кому кто нравится.
В студии, пусть даже домашней, ведите себя в первую очередь, энергично. Радио, как я уже говорил, очень чувствительная вещь, просвечивающий человека насквозь рентген. Поэтому будьте активны, позитивны. Обязательно жестикулируйте, это раскрепостит вас и ваш голос. Задавайте провокационные вопросы, иногда это единственный способ встряхнуть собеседника. Во время интервью умейте держать паузу. Попробуйте после ответа гостя (если он есть) на вопрос замолчать и увидите, как тот сначала теряется, потом обязательно выдает в эфир что-то подлинно интересное.
Ну а как быть, если чувствуешь скованность из-за «непрофессионального» голоса?

Желательно, конечно, чтобы голос был «поставлен». Можно взять несколько уроков у речевика. Но можно и интуитивно почувствовать правильность интонаций и мелодики голоса. Старайтесь говорить на тон ниже, чем в жизни. Не повышайте тембр в конце фразы, это раздражает. Вообще, психологи установили, что чем ниже голос, тем больше к нему доверия. Женский голос воспринимается нами, как голос подсознательного, мужской – сознания.
Какими компьютерными программами лучше пользоваться при создании радиопередачи?
Вопрос технической оснащенности и умения работать в специальных звуковых программах для начинающего журналиста архи-нужный и архи-важный. Оптимальный и самый распространенный на радио аудио-редактор Sound Forge (можно задействовать его аналоги Cool Edit Pro и т.д.). В Форже достаточно удобно монтировать программу: вырезать и менять местами звуковые фрагменты, варьировать громкость, вычищать «эфирный мусор» – оговорки, заикания, логические нестыковки, паузы, запинки. Но будьте с этим осторожны, «выскобленная до блеска» речь может потерять флёр искренности и живости. Иной раз лучше оставить паузу и заикание гостя при ответе на каверзный вопрос, ведь они скажут гораздо больше, чем просто заученный наизусть ответ (особенно если вы имеете дело с «профессиональным говоруном» — политиком, артистом, бизнесменом).
А есть ли более сложные аудио-редакторы?

Если у вас много музыкальных наворотов — интершумов, подложек, перебивок, подкладок (упс… простите за профессиональную терминологию, но расшифровывать не буду – кто знает, тот поймет), тогда работайте в Vegas. Редактировать передачи в более простых, нежели Sound Forge, программах я бы не советовал. Качество будет не то.
В каком жанре вы бы рекомендовали начинающим журналистам создавать программы?
Абсолютно в любом. От классических интервью до реалити-шоу — надо только придумать, как адаптировать его под радио-формат, пока это ни у кого не получилось. От академических циклов на определенную тематику – спорт, здоровье, отдых и т.д. до хулиганских радио-выходок. У меня был такой проект: на одной из центральных улиц я с микрофоном в руках прыгал на одном месте и спрашивал у людей, «почему я скачу на одной ножке?». Ответы были самые невероятные от «взбалтываю сливки» до «агитирую за мир во всем мире». Потом я говорил, что скачу, чтобы спросить «в чем смысл жизни?». Такой необычный поворот заставлял людей как под новым ракурсом, фокусом зрения взглянуть на вечнозеленый вопрос. Ответы, как вы уже догадались, были самые фантастические.
Не бойтесь, придумывайте, радиожурналистика в России — прерогатива молодых. Поэтому откиньте сомнения и смело бросайтесь на амбразуру собственного креатива. Удачи!
Источник: http://www.citycelebrity.ru/citycelebrity/Post.aspx?PostId=6400

3 комментария

Добавить комментарий